суббота

Eurocopter Tiger [Франция, Германия]

Еврокоптер Тайгер — современный ударный вертолёт, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter.

История создания

На основе результатов компьютерного моделирования боевой эксплуатации вертолетов и анализа их применения в локальных военных конфликтах, к середине 1980-х годов среди авиационных специалистов США и НАТО распространилось представление, согласно которому выживаемость вертолёта в перспективе будет в большей мере определяться не живучестью конструкции, а уровнем заметности вертолёта в основных физических полях, комплексом используемых средств РЭБ, и совершенством применяемых тактических приёмов. Здесь под выживаемостью машины понимается уровень потерь - отношение числа сбитых вертолётов к общему числу произведённых вылетов. Вместе с тем рассмотрение использованных принципов проектирования, конструктивно-компоновочных решений и особенностей вертолётов RAH-66, Eurocopter Tiger и др. не дает оснований говорить об отмене требований обеспечения боевой живучести, скорее речь идет об изменении ранжирования приоритетов и требований.

Принципы проектирования

Проектирование вертолёта Tiger осуществлялось на основе следующих основных принципов.
  • Снижение заметности (“Do not be seen by the enemy”). Узкий фюзеляж (ширина кабины 1 м) выполнен из полимерных композиционных материалов (ПКМ), прозрачных для высокочастотного излучения РЛС.
  • Возможность использования тактических приёмов уклонения при обнаружении радиолокационными, ИК — и акустическими средствами противника (“If seen, do not be hit”). С этой целью вертолёт оснащается различными датчиками и устройствами обнаружения излучений средств ПВО противника. Должны быть реализованы высокие характеристики маневренности, необходимые для обеспечения энергичного манёвра уклонения, способность конструкции выдерживать перегрузки от +3,5 до -0,5.
  • Способность продолжать полёт при огневом противодействии противника (“If hit, survive and stay in the air”). Продолжение полёта при одиночном поражении конструкции 23-мм ОФЗ снарядом. Комплекс мер обеспечения боевой живучести, включающий наличие бронеперегородки между двигателями, трубчатый приводной вал рулевого винта диаметром 130 мм из ПКМ. Боковые сдвижные бронещитки оператора и пилота, протектированные взрывобезопасные и пожаробезопасные топливные баки.

Конструкция

Фюзеляж


В верхней части снимка - устройство уменьшения теплового контраста выхлопных газов двигателей вертолета Eurocopter Tigre HAP Франции. Отходящие газы смешиваются с атмосферным воздухом и отклоняются вверх.
Конструкция фюзеляжа на 80% состоит из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе углеродного волокна и кевлара, 11% приходится на алюминиевые, и 6% на титановые сплавы. Лопасти несущего и рулевого винтов выполнены из ПКМ и сохраняют работоспособность при боевых повреждениях и соударениях с птицами. Молниезащита и стойкость к действию электромагнитного импульса (ЭМИ) обеспечиваются тонкой бронзовой сеткой и медной соединительной фольгой, нанесенными на поверхности фюзеляжа.
Расположение членов экипажа - стандартное для ударных вертолётов - тандемом, особенностью вертолета «Тигр» является переднее расположение места пилота, рабочее место оператора – сзади. При этом кресла пилота и оператора смещены в противоположные стороны относительно продольной оси машины для обеспечения лучшего переднего обзора оператора с заднего кресла.

Живучесть и защищенность

В состав оборудования входит бортовой обнаружительный комплекс AN/AAR-60 MILDS, предупреждающий экипаж об облучении вертолета РЛС противника, лазерными системами наведения и прицеливания, и о пуске/ атаке ракет. Комплекс разработан германским отделением консорциума EADS. Все системы замыкаются на бортовую ЭВМ, команды которой подаются на автомат сброса противорадиолокационных отражателей и ИК-помеховых устройств фирмы MBDA. На вертолете установлены средства РЭБ EloKa. Минимизированы характеристики заметности вертолета в оптическом, радиолокационном, ИК и акустическом диапазонах.
Живучесть конструкции и бортовых систем вертолета обеспечивает возможность продолжения полета при поражении одиночным 23-мм ОФЗ снарядом. Защита кабины экипажа обеспечивается при помощи комбинированной брони AMAP-AIR.

Варианты

  • Tiger UHT (Unterstutzungshubschrauber Tiger) - вертолёт огневой поддержки для Бундесвера.
  • Tigre HAP (Helicoptere d'Appuit et de Protection) - ударный вертолет огневой поддержки для армии Франции.
  • Tigre HAC (Helicoptere Anti-Char) - многоцелевой ударный вертолет с основной противотанковой задачей для армии Франции.
  • Tiger HAD (Helicoptere d'Appui Destruction) - многоцелевой вертолёт огневой поддержки, заказанный Испанией. Идентичен Tiger HAP, но с улучшенными двигателями и лучшей баллистической защитой. Испанский вариант вооружен вместо ПТУР Hellfire 2 ракетами Spike-ER.
  • Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter) - многоцелевой разведывательно-ударный вертолёт для Армии Австралии. В австралийских войсках заменили устаревшие разведывательные вертолёты OH-58A Kiowa и транспортно-ударные UH-1H Iroquois. 4 машины были собраны Eurocopter, а остальные 18 - австралийским предприятием в Брисбене. Первые два вертолёта были поставлены 15 декабря 2004 года. Поставки завершились в декабре 2011 года.

Эксплуатация

Производство и окончательная сборка вертолета осуществляется на заводах Eurocopter в Донаувюрте (Германия) и Мириньяне (Франция). Завод в Мириньяне позднее был перепрофилирован на выпуск вертолета огневой поддержки HAP (Helicoptere d'Appuit et de Protection), большинство из них доработано в вариант HAD для армии Франции. Германское предприятие первоначально предназначалось для выпуска противотанковых вариантов HAC (Helicopter Anti-Char) и UHT (Unterstützunghubschrauber Tiger). HAC предназначен для Франции, UHT — для Германии. Первый вертолет Tiger заказчик получил в 2002 году. Австралия выбрала Tigre HAP за основу для своего Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter), который стал первой европейской платформой, вооруженной УР AGM-114 Hellfire. Первый из 22 заказанных ARH передан Австралии 15 декабря 2004 года. В Армии страны они должны были заменить устаревшие разведывательные вертолёты Bell OH-58A Kiowa и списанные в 2007 году Bell UH-1H Iroquois.

Тактико-технические характеристики



UHT (UH Tiger) немецкой армии. 2010 год

  • Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
  • Длина: 15,8 м
  • Длина фюзеляжа: 15,0 м (с пушкой)
  • Размах/диаметр винта: 13,0 м
  • Диаметр рулевого винта: 2,7 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 4,53 м (с пилонами)
  • Высота: 4,32 м (с хвостовым винтом)
  • Площадь: 132,7 м²
  • База шасси: 7,65 м
  • Колея шасси: 2,38 м
  • Масса пустого: 4200 кг
  • Масса снаряжённого:
  • Нормальная взлётная масса: 5300 - 6100 кг (в зависимости от миссии)
  • Макс. взлётная масса: 6100 кг
  • Масса топлива: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ)
  • Объём топливных баков: 1360 л (+ 2 × 350 л ПТБ)
  • Количество двигателей: 2
  • Тип двигателей: турбовальных
  • Двигатель: MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390
  • Мощность лс: 1285 л. с.
  • Мощность квт: 958 кВт (взлётная)
  • Максимально допустимая скорость: 322 км/ч
  • Максимальная скорость: 278 км/ч
  • Крейсерская скорость: 230 км/ч
  • Практическая дальность: 800 км
  • Перегоночная дальность: 1280 км (с ПТБ)
  • Продолжительность полёта: 2 ч 50 мин
    • С максимальным запасом топлива: 3 ч 25 мин
  • Практический потолок:
  • Статический потолок: 3500 м (вне влияния земли)
  • Динамический потолок:
  • Скороподъёмность: 11,5 м/с
  • Вертикальная скороподъёмность: 6,4 м/с
  • Нагрузка: 45,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)

Вооружение

  • Пушечное:
    • 1 × 30 мм пушка Giat AM-30781 с 450 п.
  • Точки подвески: 4
  • Боевая нагрузка:
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-земля»: по 4 × HOT или Trigat или AGM-114 на внутренних узлах
    • ракеты «воздух-воздух»: по 2 × Mistral или Stinger на внешних узлах
  • Неуправляемые ракеты:
    • блоки по 22 на внутренних и по 12 ракет на внешних узлах
  • Дополнительное вооружение: 12,7-мм пулемёты с 250 патронами или ПТБ на внутренних узлах

Комментариев нет:

Отправить комментарий