суббота

Ми-28 [Россия]

Ми-28  — советский/российский ударный вертолёт 4-го поколения, предназначенный для поиска и уничтожения, в условиях активного огневого противодействия, танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.

История

Разработка вертолёта велась на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля с 1980 года в условиях творческого соревнования с ОКБ Камова, создававшего альтернативный боевой вертолёт Ка-50. Первый опытный образец вертолёта Ми-28 совершил первый полёт 10 ноября 1982 года. Первый образец Ми-28 предназначался преимущественно для снятия летно-технических характеристик и не нёс системы вооружения. Её установили на втором лётном экземпляре, сборку которого опытное производство МВЗ завершило в сентябре 1983 года. В его конструкции были учтены все замечания макетной комиссии ВВС. Постройку третьего летного экземпляра Ми-28, в конструкции которого были учтены все замечания заказчика и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки, опытное производство МВЗ им. М. Л. Миля начало в 1985 году. Модернизированный вертолёт получил в 1987 году наименование Ми-28А. Испытания модернизированного Ми-28А начались в январе 1988 года. Они прошли благополучно, и в следующем году вертолёт впервые был продемонстрирован на авиасалоне Ле-Бурж в Париже и на выставке в Ред-Хилл под Лондоном, где пользовался большим интересом у посетителей . В том же году, первый опытно-экспериментальный вертолёт Ми-28 был впервые официально представлен и у себя на родине во время авиационного праздника в Тушино. В январе 1991 года к программе испытаний присоединился второй Ми-28А, собранный опытным производством МВЗ. В сентябре 1993 года в ходе общевойсковых учений под Гороховцом вертолёты блестяще продемонстрировали свои лётные и боевые качества.
В апреле 1986-го на Гороховецком полигоне прошли совместные полёты Ми-28А и Ка-50 по программе государственных совместных испытаний (ГСИ). Требование — обнаружить на поле боя 25 целей. Экипаж Ми-28А на малой высоте, обнаружил все 25 целей, не будучи обнаруженным. Летчик Ка-50 на значительно больших высотах, смог обнаружить только две цели.

Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра Ми-28Н состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года вертолёт впервые поднялся в воздух.
Государственные совместные испытания опытного боевого вертолёта Ми-28Н были начаты в мае 2005 года. Программой ГСИ было предусмотрено проведение большого объёма наземных работ и испытательных полётов, что обеспечивало возможность всесторонней оценки боевых свойств вертолёта. С целью решения оперативных вопросов, возникающих в ходе ГСИ и требующих быстрого и компетентного решения, государственную комиссию по проведению ГСИ опытного боевого вертолёта Ми-28Н, возглавил непосредственно главнокомандующий ВВС.
В конце декабря 2005 года на предприятии был проведён подъём первого серийного вертолёта нового поколения Ми-28Н.
Первый этап ГСИ Ми-28Н завершен в 2007 году.
В соответствии с решением ГК ВВС, ГСИ вертолёта Ми-28Н были проведены в два этапа. В рамках первого этапа было выдано предварительное заключение о возможности выпуска установочной партии вертолётов. При этом, решениями командования ВВС были сформированы технические облики вертолёта Ми-28Н, обеспечивающие после завершения первого этапа ГСИ круглосуточное выполнение вертолётом боевых задач по уничтожению наземных целей с основным комплексом вооружения, второго этапа ГСИ — воздушных целей с применением ракет класса «воздух-воздух», а также высокую выживаемость вертолёта за счёт оснащения средствами радиоэлектронного подавления.
ГСИ Ми-28Н завершены 26 декабря 2008.По результатам ГСИ установлено, что по летно-техническим характеристикам, характеристикам устойчивости и управляемости, возможностям комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, номенклатуре и точностям применяемого оружия Ми-28Н в целом соответствует требованиям ТТЗ.
Вертолёт Ми-28Н принят на вооружение приказом президента РФ 15 октября 2009 г

Эксплуатация

Ми-28Н на МАКС-2007
В 2005 году был подписан долгосрочный контракт на поставку 67 вертолётов Ми-28Н до 2013 года.
В 2005 году начальник российского Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский заявил, что вертолёты Ка-50 и Ка-52 необходимы для подразделений спецназа. Хотя при этом основным боевым вертолётом будет Ми-28Н «Ночной охотник».
Во второй половине июня 2006 года два Ми-28Н принимали участие в командно-штабных учениях на территории Республики Беларусь, носивших название «Щит Союза — 2006». Это были первая опытная машина ОП-1 и первая предсерийная 01-01 (бортовой номер — 32).
7 сентября в Ростове-на-Дону главком ВВС принял участие в заседании государственной комиссии по проведению госиспытаний Ми-28Н на ОАО «Роствертол». Участники заседания подвели итоги первого этапа государственных испытаний Ми-28Н и проверили готовность предприятий военно-промышленного комплекса к серийному производству вертолёта.
В 2009—2011 годах в Военно-воздушные силы РФ поступит 27 вертолётов Ми-28Н. Первые серийные вертолёты поступают в подразделения 4-й армии ВВС и ПВО.Первые 4 серийных Ми-28Н поступили в Торжокский центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в 2008 году. 22 января 2008 года первые два вертолёта поступили в Торжокский ЦБП и ПЛС АА.
В 2009—2010 годах на авиабазе 6971 (487-й отдельный вертолётный полк) около Будённовска сформирована первая вертолётная эскадрилья из 16 серийных Ми-28Н.
В октябре 2010 года начались поставки на 6974-ю авиабазу (55-й отдельный вертолётный полк).
В 2010 году поставлено 12 Ми-28Н. Всего до конца 2010 года для Минобороны РФ было поставлено 38 вертолётов. В 2010 году был заключён второй контракт на закупку ещё 30 Ми-28Н с поставкой к 2014 году
Таким образом, по состоянию на конец 2010 года в общей сложности Министерством обороны РФ заключены контракты на поставку 97 вертолётов в период до 2015 года.
На 2011 год наработка на отказ Ми-28Н составила 8,1 часа против 13,9 у Ми-24. В 2011 году было поставлено 14 Ми-28Н.
С 2001 по 2012 поставлено 63 Ми-28Н
В 2012 году поставлено 14 Ми-28 для МО РФ

Фигуры высшего пилотажа

Ми-28 способен совершать: петлю Нестерова, переворот Иммельмана, бочку, полёт боком, полёт назад, вбок со скоростью до 100 км/ч, разворот с угловой скоростью до 117 градусов/с, максимальная угловая скорость крена более 100 град/сек.

Модификации

Первая модификация Ми-28А в серию не поступила, так как вертолёт не отвечал современным требованиям по круглосуточному функционированию, и была возвращена для доработки.
В 2006 году в серийное производство была запущена модификация Ми-28Н («Ночной охотник») отличающаяся от первоначальной более современным БРЭО. За наведение управляемых ракет в «Ночной» модификации отвечает комплекс «Тор» производства ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева». Для обзора передней нижней полусферы используется ТОЭС521 (турельно-оптико-электронная система) производства ФГУП «ПО „Уральский оптико-механический завод“». Новая ОПС на Ми-28Н, вместе со станцией ночного видения обеспечивает поиск точечных подвижных и групповых целей на удалении до 10 км.

МодельОписание
Ми-28Прототип («изделие 280»). Опытно-экспериментальный, 2 машины (№ 012 и 022). С ПрПНК-28 (дневной ОПС с ТВ каналом «Сатурн», подв. контейнер. аппаратура «Меркурий»)
Ми-28АМодернизированный («изделие 286»). Отличается двигателями ТВ3-117, НВ со стеклопластиковыми лонжеронами, Х-образным РВ 286-1, конструкцией ЭВУ двигателей, составом оборудования, 2 машины (№ 032, 042)
Ми-28ЛЛицензионный вариант Ми-28А (проект). Разработан в 1990 году для Ирака
Ми-28ННочной на базе Ми-28А. С главным редуктором ВР-29 вместо ВР-28
Ми-28НЭ Экспортная модификация вертолёта Ми-28Н
Ми-28НМПроект модернизации Ми-28Н. По некоторым данным планируется штатная установка надвтулочной РЛС типа Н025
Ми-28УБУчебно-боевая модификация для ВВС РФ

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования



Ми-28 на выставке HeliRussia 2012, вид сзади
Комплекс БРЭО Ми-28Н по своим техническим характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к авиационному оборудованию 5-го поколения. Главный разработчик — ФНПЦ «РПКБ»
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н обеспечивает:
— автоматизированное распределение целей в составе группы
— боевое применение вертолёта круглосуточно и в сложных метеоусловиях;
— выполнение боевых задач на предельно малых высотах;
— взаимодействие с вертолётами группы, воздушными и наземными командными пунктами (КП), авианаводчиками;
— совместное (параллельное) применение средств поражения летчиком и оператором;
— возможность адаптации новых и уже используемых АСП;
— эксплуатацию вертолётов на значительных удалениях от аэродромов и баз за счёт использования принципа техобслуживания оборудования по техническому состоянию.
В основной состав комплекса входят:
— единая вычислительная система, обеспечивающая обработку информации по единому интерфейсу на базе ЭВМ «Багет-53»;
— информационно-управляющее поле кабины на базе многофункциональных жидкокристаллических индикаторов МФИ-10-6М и многофункционального пульта ПС-7В с применением устройства регистрации видеоинформации;
— навигационное оборудование в составе высокоточной ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
— интегрированная система обнаружения радиоэлектронного и лазерного облучения и пеленгатора УФ-излучения;
— система автоматического управления (САУ);
— система управления оружием;
— нашлемная система целеуказания и индикации;
— обзорно-прицельная станция для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
— обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
— пилотажный комплекс вертолёта;
— бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием — передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому. Работает в режимах ФРЧ и ППРЧ
В состав БРЭО входит также АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства «Охотник», разработки ФГУП «ГРПЗ». Это изделие на вертолёте Ми-28Н выполняет функции, связанные с интеллектуальной обработкой видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей «Охотник», реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолёта, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей.
Так же вертолёт способен осуществлять разведку и целеуказание боевым вертолётам и самолётам.
МИ-28Н оборудован станцией Л-150-28 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).

Безопасность

При такой же ситуации, но на высоте менее 100 м срабатывает система принудительного притяга ремней, надёжно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах «Памир-К» разработки КБ «Звезда». Сначала энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают её. Далее в работу вступают кресла, которые способны погасить вертикальную перегрузку 50-60 g до 15-17 g, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более 100 м сначала отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни принудительного притяга, надуваются специальные «трапы» — баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повернутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.

Живучесть

В конструкции кабины применена высокостойкая броня, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром 12,7 мм, осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30 мм снарядов.
Бронекабина экипажа, так называемая «ванна», выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа при разрыве малокалиберного осколочно-фугасного зажигательного (ОФЗ) снаряда в одной из кабин. Топливные баки заполнены пенополиуретаном и снабжены латексным самозатягивающимся протектором.
Ми-28 способен выполнять полёт на предельно малых высотах (до 5 м) с огибанием рельефа местности. Повышена маневренность вертолёта, который теперь может перемещаться назад и в стороны со скоростью 100 км/ч. Во время «зависания» суммарная угловая скорость разворота может достигать 90 градусов в секунду, а с учётом угловой скорости рыскания чуть более 117 град/сек, максимальная угловая скорость крена более 100 град/сек.
По сравнению с Ми-24 у Ми-28 в 1,5 — 2 раза снижена заметность в инфракрасном диапазоне (при тех же двигателях) за счёт установки экранно-выхлопных устройств (ЭВУ).
Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивает аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям, и ИК головкам самонаведения. В будущем планируется применение полного комплекта комплекса «Витебск» Л370 (экспортное наименование - Президент-С (СОЭП)) — в настоящее время этот комплекс (в экспортном исполнении) установлен на прототип Ми-28НЭ (б/н 38), созданный для индийского тендера на поставку ударных вертолётов (Ми-28НЭ этот тендер проиграл). Вертолёт может вести боевые действия автономно, вне аэродрома в течение 15 суток. Трудоёмкость технического обслуживания по сравнению с Ми-24 снижена в 3 раза. На входе двигателей установлены пылезащитные устройства, обеспечена беспомпажная работа двигателей при пуске НАР. Установлена ВСУ АИ-9В, обеспечивающая кондиционирование, обогрев кабины и питание электросистем.
Впервые в отечественной практике вертолётостроения, в конструкции втулки несущего винта, применены сферические эластомерные шарниры, не требующие смазки, вместо горизонтальных, осевых и вертикальных шарниров. В других шарнирных соединениях втулки используются самосмазывающиеся металлофторопластовые и тканевые подшипники, что позволило снизить с 20 до 1 точек смазки, по сравнению с Ми-24.
Важнейшие агрегаты вертолёта и проводка дублированы и расположены по разным бортам, важные прикрыты менее важными.

Тактико-технические характеристики


Три проекции Ми-28

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина фюзеляжа: 17,05 м
  • Высота: 3,82
  • Ширина с консолями крыла 5,88 м
  • Диаметр несущего винта: 17,2 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,85 м
  • Масса:
    • пустого: 8095 кг
    • нормальная взлётная масса: 10900 кг
    • максимальная взлетная масса: 12100 кг
    • Масса боевой нагрузки: 2300 кг
    • Масса топлива: 1500 кг
  • Силовая установка:
    • Тип двигателя: турбовальный
    • Модель: ВК-2500-02
    • Мощность:
      • на чрезвычайном режиме: 2700 л. с.
      • на взлетном режиме: 2200 л. с.
      • на крейсерском режиме: 1500 л. с.

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 300 км/ч
  • крейсерская: 265 км/ч
  • Дальность полета:
    • максимальная 450 км
    • с ПТБ: 1087 км
  • Статический потолок: 3600 м
  • Динамический потолок: 5600 м
  • Скороподъёмность: 13,6 м/с

Вооружение

  • Встроенное стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42, боекомплект 250 снарядов.
  • Точек подвески: 4
  • Неуправляемое ракетное: НАР С-8 — 4 х 20 шт; НАР С-13
  • Управляемое ракетное: ПТУР «Атака-В» (9М120, 9М120Ф, 9А-2200) 16 шт
  • «Воздух-воздух»: Стрелец с ракетой Игла-В — 4 x 4 шт.
  • 30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 250 снарядов, подача снарядов двусторонняя селективная, есть возможность выбора снарядов: бронебойного или ОФЗ. Предназначена для поражения легкобронированной техники на дальности 1500 м, живой силы до 4000 м и малоскоростных воздушных целей до 2500 м. Для повышения точности стрельбы, ствол амортизирован. Боекомплект состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Диапазон отклонения пушки: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40°.Пушка синхронизирована с прицелом. Летчик также может вести огонь с помощью ИЛС или нашлемного прицела. Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверенного пулемёта на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолёта Ми-24П с неподвижной пушкой. Вертолёту с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолёт более уязвимым для противника.
  • УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ) предназначена для уничтожения бронетехники, живой силы, вертолётов, ДОТ, ДЗОТ. Управление ракетой осуществляется через помехозащищённый радиоканал миллиметрового диапазона (узкая диаграмма направленности), передатчик находится в носовой части вертолёта, приёмник расположен в задней части ракеты. Возможно применение ракет одновременно с 10 носителей. В сочетании с автоматом сопровождения цели, вертолёт может маневрировать с углом рыскания ±110°, по крену ±30°. В отличие от лазерно-лучевых систем наведения, имеет преимущество в неограниченном времени управления ракетой с высоким темпом стрельбы, лазерные системы менее надёжны в условиях задымлённости (запылённости и тумана).
  • Ракета с ТГСН Игла-В предназначена для поражения малоразмерных БПЛА, вертолётов, самолётов, крылатых ракет. На ракете Игла предусмотрено охлаждение головки самонаведения ракеты, что позволяет поражать цели не только по теплу от горячих выхлопных газов двигателя, но и любые теплоконтрастные цели, ГСН ракет обеспечивает селекцию тепловых помех.
  • КМГУ-2 Контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений.
  • НАР Неуправляемые ракеты предназначены для уничтожения живой силы, лёгкой бронетехники и объектов инфраструктуры. Главное достоинство — дешевизна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий